«Женщина, не пользующаяся духами, не имеет будущего», —
говорила Шанель.
говорила Шанель.
Ей захотелось создать духи в стиле присущего ей
минимализма, духи-сенсацию. Для этого она обратилась к Эрнесту Бо,
пожалуй, самому талантливому парфюмеру того времени: «Мадемуазель
Шанель, имевшая очень модный кутюрный дом, просила меня создать для неё
духи. Я показал ей серии от 1-го номера до 5-го и от 20-го до 24-го
номера. Она выбрала несколько, и среди них № 5»
Начало
Россия, Москва, 1882 год. В семье «русских французов» Бо появился еще
один мальчик — Эрнест Эдуардович Бо. Так или иначе, ему было суждено
связать свою жизнь с парфюмерией: стать парфюмером, как отец, или
управляющим парфюмерным делом, как брат Эдуард. Все решил талант: оказалось, что Эрнест обладает потрясающим «носом»!
Cразу по окончании гимназии Эрнеста приобщили к семейному делу:
отправили на стажировку во Францию, где он пробыл до 1902 года. Когда Бо
вернулся, его стал обучать парфюмерному искусству А. Лемерсье,
технический директор московской парфюмерной фабрики «Ралле». Уже
через 5 лет, в 1907 году, Бо сменил учителя на его посту, стал ведущим
парфюмером «Ралле» и вместе с братом вошел в правление.
Эрнест Бо
был большим поклонником Наполеона. В 1912 году, к столетию Отечественной
войны, он посвятил ему свой новый аромат Bouquet de Napoleon... Но
творческие планы прервала Первая мировая война.
Бо ушел на фронт, где получил за храбрость несколько орденов. Но в 1918 году фабрику «Ралле» национализировали, и Эрнесту было нельзя вернуться в «красную» Москву. Ему
пришлось эмигрировать во Францию. Однако к 1920 году он снова занимается
любимым делом на фабрике «Ралле» в Грассе, мировой столице парфюмерного
искусства. Увы, с началом Великой Депрессии и повсеместным переходом на
искусственные заменители дорогих масел закончилась целая эпоха.
Необходимо было пересмотреть методы работы. Бо ценил лишь ту
искусственность, которая «противоречит природе, а не ту, которая тщетно
пытается подражать ей». Это привело его к экспериментам с альдегидами.
Слава
Моду на альдегидные ароматы ввел Франсуа Коти, но именно Эрнесту Бо
удалось создать самые знаменитые альдегидные духи в мире — Chanel No.5.
Вы помните этот запах? Зайдите в парфюмерный магазин, брызните слегка
на запястье Chanel No.5, закройте глаза и вдохните... Ни на что не
похожие горьковатые альдегиды, ускользающая пудра, жасминная сухость и
холодок ландыша... И — воспоминания. Этот аромат заставляет вспоминать и
мечтать.
Вот что говорит об этом сам парфюмер: «Я создал эти духи в
1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной кампании прошла в
северных странах Европы, за Полярным кругом, во время полуночного
солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот
характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших трудов и
усилий мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были
неустойчивы».
Суть авангардной эстетики «Chanel No.5» заключалась в
отказе от подражания природе, а пресловутая «нарочитая искусственность»
делала необязательным узнавание и соотнесение с растительным прототипом.
Бо впервые предложил неопределенность, намеренную неочевидность главных компонентов.
В парфюмерных кругах заговорили о необычном запахе — и о мгновенной его
популярности при запредельной цене, и о столь же быстрой славе Эрнеста
Бо. Начались сплетни, намекавшие на непорядочность «выскочек» Шанель и
Бо, которым «незаслуженно повезло». Так, одна из версий «случайно»
принижает заслуги парфюмера — якобы волшебный аромат возник в результате
ошибки лаборанта, нарушившего рецептуру...
Работа для Chanel
У дома Chanel есть еще ряд удивительных ароматов, созданных Эрнестом
Бо. Их можно найти только в именных бутиках Chanel. Это Bois des Iles,
Cuir de Russie, Gardenia и Chanel No.22.
В 1922 году появились
Chanel No. 22, названные так по номеру года. Бо использовал сочетание
ландыша, белой розы, жасмина, лилии, иланга и туберозы, поддержанных
яркой альдегидной волной.
В 1924 году Бо создал знаменитую «Русскую
кожу» — Cuir de Russie. Первые духи с «кожаным» названием выпустил
Guerlain более чем за 20 лет до творения Бо. Уже тогда «кожу» приняли и
полюбили женщины — и любят до сих пор. Cuir de Russie и другие вариации
этого названия появлялись потом у разных парфюмерных домов. В те времена
аромат ассоциировался с запахом седельной кожи, сегодня так может
пахнуть кожаная обивка салона...
В аромате авторства Бо «кожаность»
складывается из насыщенных табачной, дымной и «сенной» ноты, за которыми
угадываются цедра и смоляной стиракс. Сладкий аккорд создают все те же
«фирменные» составляющие: роза, жасмин и иланг.
1925 год. Gardenia —
снова смелое решение парфюмера: аромат был составлен в противовес
модному восточному направлению. Бо обратился к романтичной гардении,
неожиданной в главной роли, и популярной в доальдегидную эпоху фиалке.
Смелый аккорд оттеняли ваниль и пудра.
В 1926 году Эрнест Бо создал
свой любимый, по его собственному утверждению, аромат — Bois des Iles,
«Островные леса». Считается, что это был первый женский древесный
аромат. В его состав вошли альдегиды, майсорский сандал, дамасская роза,
иланг, жасмин, кориандр и ирисовая пудра. Запах горьковатых специй на
сандаловой доске — предпраздничная кухня? храмовое благовоние? ни то, ни
другое — ветер из летнего леса, живая кора дерева...
Работа для Bourjois
Эрнест Бо также весьма плодотворно работал и для дома Bourjois. Ему принадлежат ароматы Kobako и Soir de Paris.
Soir de Paris («Парижский вечер») был создан в 1928 году. «Это одни из
первых духов, очень тонко передающих самый воздух эпохи», — писали в
прессе того времени, — «Это больше чем духи — этот аромат воплощает дух и
магию современного Парижа. Темно-синий флакон — эмблема ночи,
серебряная искра пробки — символ электрической иллюминации». Аромат
начинается с нежного бергамота, затем раскрывается сочетанием жасмина,
иланга, турецкой розы и фиолетового ириса. За богатым цветочным аккордом
угадываются персик и цедра; завершают композицию пудра и ваниль.
Идея Kobako 1936 года навеяна модной японской темой. Это сегодня мы
знаем, что японские ароматы — запахи камня, ветра, воды, средоточие
нюансов вне основы. А в 30-е годы прошлого века «японское» означало
«восточное» — пряное и тяжелое. По-японски «кобако» значит «шкатулка для
церемониальных благовоний». Кроме того, название аромата навеяно и
другими ассоциациями: в Японии есть каньон Кобако, славящийся
грандиозными каскадными водопадами, над которыми в солнечные дни
постоянно переливается радуга.
Закат
К
началу 1960-х Бо стал казаться новому поколению парфюмеров помехой — в
том числе и потому, что им приходилось невольно сравнивать свои
творения... В конце зимы 1961 года его уволили из обоих модных домов.
Это событие так потрясло Эрнеста Бо, что он слег и через несколько дней,
8 марта, скончался.
Кем он был, кроме как великим парфюмером?
Красивым, всегда безукоризненно одетым, остроумным и галантным любимцем
женщин. Знатоком шампанского и антиквариата. Порядочным и отзывчивым
человеком, познавшим трудности эмиграции на собственном опыте и
помогавшим коллегам-эмигрантам. Достойным воспитанником двух культур —
Франции и России.
Вехи биографии:
1882 В семье парфюмеров Бо появляется сын Эрнест.
1898 Стажировка во Франции.
1902 Возвращение в Россию, обучение у А. Лемерсье.
1907 Бо становится ведущим парфюмером «Ралле».
1912 Bouquet de Napoleon
1913 Начало Первой Мировой войны, уход на фронт,
Bouquet de Catherine (1913)
1914 Rallet Nº 1
1918 Эмиграция во Францию.
1920 Бо работает в доме «Ралле» в Грассе, Rallet Le Gardenia.
1921 Chanel No. 5
1922 Chanel No. 22
1924 Cuir de Russie
1925 Gardenia
1926 Bois des Iles
1928 Bourjois Soir de Paris
1936 Bourjois Kobako
1946 Mademoiselle Chanel Nº 1, Mademoiselle Chanel Nº 2
1955 Premier Muguet
1961 Кончина Эрнеста Бо.
При написании использованы книги «Ароматы и запахи в культуре» О. Вайнштейн, «Благоуханность» К. Веригина и пресса той эпохи.
Источник статьи: http://www.butik2.ru/blog/velikii-parfyumer-ernest-b/
Комментариев нет:
Отправить комментарий